МИКРОКАНАЛЬНЫЕ КОНДЕНСАТОРЫ
ДЛЯ ХОЛОДИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Публикация в журнале «Империя холода №  октябрь 2013г.

Продвижение новых технологий в России достаточно трудоемкое и рискованное предприятие. Примером успешного внедрения инновационных разработок в холодильной отрасли стал бренд Almicon, первый российский производитель микроканальных конденсаторов для холодильной техники.
Журналу «Империя холода» сегодня дает интервью исполнительный директор ТД «Алмикон» Георгий КАЛАЧЕВ.

— Георгий, что подтолкнуло вас начать выпуск микроканальных конденсаторов, ведь это еще очень молодая и малоизвестная на рынке технология?
— На самом деле эта технология является относительно новой только для рынка холодильной техники. В кондиционировании, особенно в транспортном, микроканальные конденсаторы применяются с конца 1980х. Они пришли на смену традиционным конденсаторам с медными трубками и алюминиевыми ребрами. Их основны ми отличиями стали существенно боль шая отдача с единицы площади по верхности, компактность и надежность в эксплуатации. Сегодня четыре из пяти выпущенных транспортных средств оснащены микроканальными конден саторами. В некоторых странах, например, в США, еобходимость применения микроканальных конденсаторов в бытовых кондиционерах закреплена законодательно и обусловлена их высокой энергоэффективностью. У нас уже был опыт сборки традиционных конденсаторов и мы хорошо представляли себе их достоинства и недостатки. Наша компания хотела предложить клиентам новое экономичное и эффективное решение.
— Почему микроканальные конденсаторы появились в холодильной технике позднее, чем в кондиционировании? Это как-то связано с условиями эксплуатации?
— Условия эксплуатации практически не отличаются. Причина здесь чисто технологическая. Микроканальные теплообменники производятся методом пайки в регулируемой бескислородной среде. Поэтому максимальная мощность изготавливаемых данным заводом конденсаторов зависит от габаритов печи, установленной у производителя. Если конденсаторы для автомобилей и бытовых кондиционеров достаточно компактны, то конденсатор мощностью 200 кВт имеет длину около 3-х метров. Не у всех производителей есть такие печи.

— Рынок сейчас более чем насыщен традиционными конденсаторами всех видов и производителей. Что побуждает ваших клиентов применять микроканальные конденсаторы?

— Для того, чтобы оценить сезонную энергоэффективность конденсаторов, требуется достаточно длительное время, поэтому на первом месте стоят конструктивные и эксплуатационные преимущества. Прежде всего малый вес конденсаторов из «крылатого металла». Конденсатор Almicon серии AL62-12 с демонтированными вентиляторами весит чуть менее 100 кг при мощности 125 кВт. Это дает возможность занести его на крышу вручную и смонтировать на мягкой кровле или фасаде здания. Нами разработана серия легких модульных конденсаторов Almicon AMA с наклонным расположением батареи, которые позволяют получить до 1 МВт мощности путем соединения модулей весом 100 кг каждый. Срок поставки набора модулей — 2 недели.

Риск повреждения при этом существенно меньше, чем при поставке цельного двенадцативентиляторного «монстра» из Европы. Для монтажа не потребуется спецкран, модули конденсатора АМА можно перемещать вручную. По такой технологии смонтированы, например, конденсаторы системы кондиционирования пассажирского терминала международного аэропорта «Домодедово» мощностью 750 кВт. После монтажа и запуска нескольких объектов наши клиенты обращают внимание на значительную экономию хладагента. Внутренний объем батареи мощностью 125 кВт составляет всего 3,5 литра против 35 литров у аналогичного традиционного. Один из наших клиентов отметил, что много раз слышал и читал об экономии хладагента с микроканальными конденсаторами, но осознал масштабы экономии только после окончания монтажа пяти магазинов, когда обнаружил на складе несколько поддонов с неизрасходованными баллонами. Действительно, экономия хладагента особенно заметна в магазиностроении, так как батареи традиционных конденсаторов в малошумном исполнении имеют значительный внутренний объем. Небольшой внутренний объем микроканального теплообменника и низкое внутреннее сопротивление обеспечивают стабильный запуск холодильной установки в условиях низких температур воздуха. Наши клиенты отме тили, что можно не опасаться миграции
3,5 кг хладагента в конденсатор. А также в большинстве случаев можноотказаться от недешевых вентилей из комплекта для зимнего регулирования давления конденсации. Если добавить к этому экономию электроэнергии, возможность оперативно промыть батарею струей воды высокого давления из автомобильной мини мойки и демократичную цену конденсатора, то оснований для применения микроканальных конденсаторов набирается достаточно.
— Какой отклик получила новая продукция у клиентов?
— Большинство клиентов из холодильного сектора рынка проявили осторожный интерес и закупили по 2-3 конденсатора для пробной эксплуатации. Получив собственный позитивный
опыт, каждый клиент нашел для микроканальных конденсаторов свой профиль использования. Есть несколько клиентов, которые перешли на «микроканальники» полностью, остальные закупают их наряду с традиционными. Наши клиенты из сектора кондиционирования не нуждались в тестировании, так как уже широко применяли этот тип конденсаторов. Для них появ
ление отечественного поставщика просто добавило удобства и гибкости в поставках.
— Чего опасаются клиенты, когда делают выбор между традиционными и микроканальными конденсаторами?
— Многих холодильщиков смущает алюминий как конструкционный материал, все привыкли к трубопроводам из меди и стали. Поэтому вопросы о надежности и ремонтопригодности
алюминиевых теплообменников стоят на первом месте. Отдельные горе-специалисты даже утверждают, что все микроканальные конденсаторы — «одноразовые». Но все познается на
практике. Нас окружают сотни тысяч автомобилей, в которых в куда более сложных условиях работают микроканальные конденсаторы. Они годами мчатся по нашим ямам и ухабам в каких-нибудь 30 сантиметрах над грязью и зимней снежной кашей пополам с реагентами. Знайте, если у вас Audi, BMW, Jaguar или Mercedes, значит там установлен микроканальный теплообменник того
же производителя, что и у нас. Сегодня самый крупный объект на микроканальных конденсаторах
Almicon — Зеленодольский мясоперерабатывающий комбинат с суммарной мощностью установленных конденсаторов 2,5 МВт. За ним следует международный аэропорт Домодедово —
1,2 Мвт. Срок эксплуатации — 3 года.
— Ну, а если микроканальный конденсатор все-же оказался поврежденным? Можно его отремонтировать?
— Как и традиционный конденсатор, в большинстве случаев — можно.
Мы предлагаем нашим клиентам материалы для пайки алюминия, рекомендованные заводом-изготовителем батарей и проводим обучение их специалистов на бесплатных семинарах. Как
правило, уже со второй третьей попытки любой механик способен устранить утечку не хуже, чем на традиционном конденсаторе. Иногда возникают вопросы по загрязнению поверхности конденсаторов. Но мойку «микроканальников» с помощью мобильных мини моек типа Karcher освоить еще проще — достаточно посмотреть видеоролик на нашем сайте. Главное, не пытаться потом так-же мыть обычные конденсаторы. В целом же эксплуатационные и сервисные различия между традиционны ми и микроканальными конденсаторами невелики.
— ТД «Алмикон» производит только конденсаторы?
— Мы производим широкий ассортимент коммерческого и промышленного холодильного оборудования, в том числе и со встроенными микроканальными конденсаторами. С точки
зрения разработчика оборудования микроканальный конденсатор также здесь обладает рядом преимуществ. Благодаря скромным габаритам (прежде всего благодаря толщине батареи 25-32 мм) и небольшой массе, такой конденсатор можно легко встроить в любое оборудование, практически не меняя его массогабаритные характеристики. К тому же микроканальный конденсатор можно изгибать, чтобы «вписать» его в требуемые габариты. Это в значительной степени развязало руки нашему конструкторскому бюро, и они разработали несколько модельных рядов компрессорно-конденсаторных агрегатов в кожухе SWIFT, моноблочных чиллеров и агрегатов для шоковой заморозки. Всего более 150
моделей. По сравнению с агрегатами прошлого поколения, в корпусах новых агрегатов значительно увеличилось свободное пространство и появилась возможность одновременной установки всех возможных для этого агрегата опций. В последних разработках мы разместили полноценную станцию централизованного холодоснабжения в корпусе обычного агрегата.
— Каковы ваши планы на будущее?
— Мы планируем расширить ассортимент выпускаемой продукции, готовятся к выпуску трех- и четырех-вентиляторные конденсаторы мощностью 200 и 280 кВт. Этим летом прошли испытания адиабатических испарительных панелей, которые позволят еще больше повысить эффективность наших конденсаторов. Об этом мы расскажем подробнее в нашей следующей статье. Также наша компания начинает выпуск низкотемпературных компрессорно-конденсаторных агрегатов в кожухе SWIFT на спиральных компрессорах Copeland ZF из обновленного модельного ряда Summit, которые поднимут планку компактности и энергоэффективности на новый уровень.
К сожалению, невозможно осветить все аспекты применения микроканальных конденсаторов в одном интервью. Более подробную информацию о нашем производстве и новой технологии
можно получить на нашем сайте www.almicon.ru.